Бюджетное общеобразовательное учреждение "Городищенская средняя общеобразовательная школа"
Вологодская область, Нюксенский район, село Городищна
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Первый год обучения в школе – большое испытание для первоклассника и его родителей. Успех на пути к обретению своего места в жизни закладывается уже с первых школьных лет.

    Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний, и успех в этом процессе заряжал бы его новой энергией, которая способна заметно улучшить его исходные интеллектуальные показатели.

    Родителям нельзя забывать о возрастных особенностях семилетних детей, а именно о готовности психики ребенка к воспитанию волевого начала. Для возникновения у ребенка стойкой мотивации – «хочу учиться, хочу учиться хорошо» - необходимо формировать в нем не только уверенность в своих силах, но и волю. А поддержать ребенка, убедить его в том, что он «может», должны, прежде всего, родители – родные люди, которым он безгранично доверяет. Привыкая к мысли, что любое задание – это путь к цели, маленький человек постепенно учиться ставить перед собою цели и идти к ним.

    Если ваш ребенок — первоклассник: советы родителям
    1. Обязательно соблюдать режим дня. Выспавшийся ребенок спокойнее реагирует на сложности, чувствует себя увереннее и быстрее принимает правильные решения. В первом классе целесообразно сохранить дневной сон. Он будет не таким продолжительным, как это было в детском саду. Но если малыш сильно утомляется, позвольте ему поспать час после возвращения из школы.
    2. Первокласснику будет интереснее придерживаться этого распорядка, если он вместе с мамой или папой продумает режим дня и оформит красочный плакат. Зафиксируйте на нем, что именно школьнику важно сейчас успевать и как это лучше делать. Обязательно оставьте время для игр и любимых мультиков. У ребенка должно закрепиться понимание, что школа — это не кабала, а продуктивная часть жизни.
    3. Если до школы ребенок не посещал кружки и секции, где он уже освоился, то в первом классе не стоит устраивать лишний стресс. Главная задача первоклассника — адаптироваться к школьной жизни. Всё остальное второстепенно. Когда он ходит в школу искусств или секцию, где уже хорошо знакомый наставник, друзья, привычные нагрузки, то дополнительное образование впишется в новый этап. Но если первоклашке, привыкающему к учительнице, одноклассникам, урокам и дисциплине, придется еще приобщаться и к факультативным занятиям вне школы, то неокрепшая детская психика может не выдержать такого бремени. Не стоит рисковать психоэмоциональным состоянием ребенка!

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Ребенку 5-6 лет, впереди еще столько времени до школы. Однако, именно с этим возрастом для многих мам наступает время вопросов о готовности ребенка к школе. На что обратить внимание? Что такое «готовность к школе»? Каковы критерии оценки готовности к школе? Как именно готовиться к школе?

    Прежде всего, готовность ребенка к школе - сложное понятие, результат длительной и системной подготовки ребенка к шуольному обучению. Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться. Таким образом, готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

    В структуре готовности ребенка к школе выделяются следующие виды готвоности:

    физическая;
    физиологическая;
    психологическая;
    интеллектуальная;
    личностная;
    речевая;
    социальная.
    Физическая готовность означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически и состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. 

    Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также знать и соблюдать основные гигиенические нормы: правильная поза за столом, осанка и т. п. 

    Психологическая готовность означает наличие желания учиться, умения внимательно слушать взрослого. 

    Интеллектуальная готовность означает следующее:

    к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;
    ребенок доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
    ребенок должен стремиться к получению новых знаний;
    развитие памяти, речи, мышления у ребенка должны соответствовать его возрасту.
    Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

    ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми;
    в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации;
    ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых; 
    ребенок должен понимать, что хорошо, а что плохо;
    ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
    Речевая готовность подразумевает, что ребенок должен:

    составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть;
    узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение;
    составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок;
    слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации;
    различать в словах звуки.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Прежде говорить о том, как родитель может проверить уровень готовности ребенка, необходимо сказать об определенных правилах.

    Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или просто какая-то повседневная деятельность.
    Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется или будет слишком напряжен.
    Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя. Поберегите ваши с ним нервы.
    Предлагаем вам несколько простых тестов для определения уровня готовности ребенка к школе.

    Тест на развитие общего кругозора ребенка

    Сколько тебе лет? (желательно с месяцами).
    Как зовут твоих родителей? (имя и отчество).
    Кем работает твоя мама (папа)?
    Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
    Сколько тебе лет будет через год? (два)
    У тебя есть брат или сестра? Кто старше?
    Сейчас утро, вечер или день?
    Что бывает раньше: обед или ужин?
    Какое сейчас время года: весна, зима осень или лето? Почему ты так считаешь?
    Что делают почтальон, врач, учитель?
    Покажи свой левый глаз и правое ухо? Зачем нужны глаза и уши?
     Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?
    Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка?
    Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?
    Подсчитайте общее количество правильных ответов:

    8-7 баллов - высокий уровень

    5-6 баллов - средний уровень

    4-0 баллов - низкий уровень.

    Тест на определение мотивации к обучению в школе:

    Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?
    Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
    Как ты думаешь, что интересного будет в школе?
    Как надо готовиться к школе?
    Хочешь ли ты остаться в детском саду? А дома?
    Кто бы ты хотел, чтобы тебя учил в школе? Учитель? Воспитатель? Мама?
    В какой школе ты бы хотел учиться? Где считают, читают, пишут или где играют, поют, танцуют?
    Подсчет баллов: поставьте ребенку 1 балл за каждый ответ, где преобладает учебный мотив, 0,5 балла за каждый ответ, где преобладает игровой мотив и 0 баллов, если ребенок не знает, что ответить на вопрос. Сложите полученные баллы.

    6-7 баллов - высокий уровень мотивации

    4-5 баллов - средний уровень мотивации

    2-3 балла - низкий уровень мотивации.

    Тест на развитие интеллекта

    Предложите ребенку сложить разрезанные картинки (три попытки). Как ты думаешь, что это была за картинка?

    Оценка выполения теста

    высокий уровень - ребенок сложил картинку с первой попытки самостоятельно

    средний уровень - ребенок сложил картинку с первой попытки с помощью взрослого

    низкий уровень - ребенок сложил картинку со втрой или третьей попытки с помощью взрослого

    Тест на определение уровня развития речи

    Я буду говорить тебе слова. Ты должен назвать их одним словом.

    Тарелка, стакан, миска, вилка, нож.
    Рубашка, брюки, юбка, колготки, кепка.
    Кроссовки, туфли, шлепанцы, валенки, тапочки.
    Суп, каша, хлеб, пицца, печенье.
    Одуванчик, роза, ромашка, колокольчик, незабудка.
    Береза, липа, ель, сосна, вяз, дуб.
    Стол, табуретка, кресло, кровать, диван.
    Воробьи, голуби, вороны, гуси, синицы.
    Караси, окуни, щуки, сомы, сельдь.
    Ежевика, малина, клубника, черника, брусника.
    Морковь, помидор, капуста, свекла, редис.
    Яблоки, груши, сливы, апельсины, абрикосы, персики.
    Танкисты, артеллеристы, десантники, кавалеристы.
    Слесари, столяры, водители, плотники, сварщики, электрики.
    Поставьте ребенку за каждый ответ 1 балл, если он отвечает сразу, 0,5 балла - если думает, 0 баллов, если не знает ответ. Сложите полученные баллы.

    12-14 баллов - высокий уовень 

    9-11 баллов - средний уровень

    0-8 баллов - низкий уровень

    Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе


    Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

    Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
    Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
    Может ли ваш ребенок в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
    Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
    Умеет ли ваш ребенок связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
    Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
    Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
    Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
    Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
    Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
    Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
    Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
    Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
    Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
    Знает ли ваш ребенок названия диких и домашних животных?
    Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
    Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

    Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

    Если ваш ребенок может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

    В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует уделять больше времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с ребенком, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться - упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?


    Отдельный разговор о социально-личностной и психологической готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую именно они становится предметом тестирования, изучения при приеме ребенка в школу.

    О психологической  готовности к обучению в школе свидетельствуют:

    учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
    умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
    развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей:
    развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами)
    пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа)
    координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг)
    развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам)
    развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут)
    развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом:  слово-картинка либо слово-ситуация).

    Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель - наблюдение. Материалы наблюдений дадут Вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

    Легко ли Ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
    Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
    Часто ли Ваш ребенок обижается и плачет?
    Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
    Часто ли он участвует в драках?
    Как Ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
    Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
    Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
    Спокойный ли у него сон?
    Есть ли у Вашего ребенка  друзья?
    Принимают ли его в игру знакомые дети?
    Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)?
    Умеет ли отстаивать свое мнение?
    Есть ли у него трудности с речью?

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник 08.00-11.10 11.40-16.00
    Вторник 08.00-11.10 11.40-16.00
    Среда 08.00-11.10 11.40-16.00
    Четверг 08.00-11.10 11.40-16.00
    Пятница 08.00-11.10 11.40-16.00

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    • Все документы
    • Основные документы
    • Нормативные документы
    • Бланки заявлений
    • Локальные нормативные акты
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie