Прежде говорить о том, как родитель может проверить уровень готовности ребенка, необходимо сказать об определенных правилах.
Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или просто какая-то повседневная деятельность.
Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется или будет слишком напряжен.
Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя. Поберегите ваши с ним нервы.
Предлагаем вам несколько простых тестов для определения уровня готовности ребенка к школе.
Тест на развитие общего кругозора ребенка
Сколько тебе лет? (желательно с месяцами).
Как зовут твоих родителей? (имя и отчество).
Кем работает твоя мама (папа)?
Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
Сколько тебе лет будет через год? (два)
У тебя есть брат или сестра? Кто старше?
Сейчас утро, вечер или день?
Что бывает раньше: обед или ужин?
Какое сейчас время года: весна, зима осень или лето? Почему ты так считаешь?
Что делают почтальон, врач, учитель?
Покажи свой левый глаз и правое ухо? Зачем нужны глаза и уши?
Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?
Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка?
Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?
Подсчитайте общее количество правильных ответов:
8-7 баллов - высокий уровень
5-6 баллов - средний уровень
4-0 баллов - низкий уровень.
Тест на определение мотивации к обучению в школе:
Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?
Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
Как ты думаешь, что интересного будет в школе?
Как надо готовиться к школе?
Хочешь ли ты остаться в детском саду? А дома?
Кто бы ты хотел, чтобы тебя учил в школе? Учитель? Воспитатель? Мама?
В какой школе ты бы хотел учиться? Где считают, читают, пишут или где играют, поют, танцуют?
Подсчет баллов: поставьте ребенку 1 балл за каждый ответ, где преобладает учебный мотив, 0,5 балла за каждый ответ, где преобладает игровой мотив и 0 баллов, если ребенок не знает, что ответить на вопрос. Сложите полученные баллы.
6-7 баллов - высокий уровень мотивации
4-5 баллов - средний уровень мотивации
2-3 балла - низкий уровень мотивации.
Тест на развитие интеллекта
Предложите ребенку сложить разрезанные картинки (три попытки). Как ты думаешь, что это была за картинка?
Оценка выполения теста
высокий уровень - ребенок сложил картинку с первой попытки самостоятельно
средний уровень - ребенок сложил картинку с первой попытки с помощью взрослого
низкий уровень - ребенок сложил картинку со втрой или третьей попытки с помощью взрослого
Тест на определение уровня развития речи
Я буду говорить тебе слова. Ты должен назвать их одним словом.
Тарелка, стакан, миска, вилка, нож.
Рубашка, брюки, юбка, колготки, кепка.
Кроссовки, туфли, шлепанцы, валенки, тапочки.
Суп, каша, хлеб, пицца, печенье.
Одуванчик, роза, ромашка, колокольчик, незабудка.
Береза, липа, ель, сосна, вяз, дуб.
Стол, табуретка, кресло, кровать, диван.
Воробьи, голуби, вороны, гуси, синицы.
Караси, окуни, щуки, сомы, сельдь.
Ежевика, малина, клубника, черника, брусника.
Морковь, помидор, капуста, свекла, редис.
Яблоки, груши, сливы, апельсины, абрикосы, персики.
Танкисты, артеллеристы, десантники, кавалеристы.
Слесари, столяры, водители, плотники, сварщики, электрики.
Поставьте ребенку за каждый ответ 1 балл, если он отвечает сразу, 0,5 балла - если думает, 0 баллов, если не знает ответ. Сложите полученные баллы.
12-14 баллов - высокий уовень
9-11 баллов - средний уровень
0-8 баллов - низкий уровень
Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
Может ли ваш ребенок в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
Умеет ли ваш ребенок связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
Знает ли ваш ребенок названия диких и домашних животных?
Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш ребенок может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует уделять больше времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с ребенком, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться - упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.